[29.02.12] На окраине Новосибирска исчезло поселение древнего народа, жившего здесь еще до прихода русских
В Новосибирской области осталось два коренных народа — орские чаты и
барабинские татары. Они находятся под угрозой исчезновения и имеют все
предпосылки, чтобы в недалеком будущем ассимилироваться с местным
населением. Об этом на пресс-конференции рассказал лингвист Николай
Уртегешев, ведущий сотрудник лаборатории экспериментально-фонетических
исследований Института филологии СО РАН. Третьего коренного народа наша
область лишилась полвека назад, когда после строительства ГЭС исчезло
старинное поселение телеутов, известное как Телеутская Землица.
У ученых до сих пор не сложилось единого мнения, что такое «коренной
народ». Словарное определение, называющее таковым «народ, обитавший на
своих землях до прихода туда переселенцев из других районов», позволяет
толковать этот термин достаточно широко. «Русские, которые пришли в
Сибирь в XVI веке и живут вот уже несколько столетий, стали такими же
коренными, как и те, кто жили тут раньше, — рассуждает историк Владимир
Исупов. — В сущности, большинство народов Сибири — такие же пришлые, как
и русские.
Сейчас становится меньше русских, украинцев и белорусов. Возможно, на их место придут другие народы».
О том, кто заселил территорию Новосибирской области первым, до сих пор
идут споры. Известно, что когда-то здесь жили таинственные пумпокольцы и
несколько других народов, относившихся к енисейской группе языков. Они
ассимилировались с местным населением еще в XVIII веке. Также
аборигенными народами у нас считаются телеуты (потомки тюрков, селькупов
и динлинов), орские чаты и бараба.
До
появления Новосибирской ГЭС деревня Телеутская Землица располагалась
рядом с современным Академгородком (на месте Центрального пляжа и,
частично, водохранилища).
По словам Николая Уртегешева, жили там около 200 человек, пасли скот,
поклонялись березам в священной рощице. «Телеуты до сих пор являются
довольно сильным этносом, — рассказывает исследователь. — Пожилые
женщины-телеутки до сих пор часто ходят в национальных костюмах. До
недавнего времени многие девушки, выходя замуж за телеутов, изучали их
язык».
Религия телеутов носила черты одновременно язычества и христианства.
Согласно телеутской вере, судьбы мира вершат небесный бог Ульген и
подземный Эрлик, который забирает души человека после смерти. Оба могут
наказывать и одаривать подарками. Контакты с потусторонним миром и его
жителями у телеутов происходят благодаря шаманам (камам).
В доме у
телеутов живут личные божества, деревянные и тряпичные куколки-эрюкены,
которых нужно раз в год кормить кашей. «Иначе в семье могли возникнуть
проблемы, вплоть до смерти близких», — рассказывает Николай Уртегешев.
После затопления территории рядом с ГЭС деревенька исчезла. Во время
переписи 2002 и 2010 годов телеутами в НСО назвали себя 14 человек.
Большинство телеутов (около 2500 человек) живут сейчас в Кемеровской
области. В средневековье же у них был огромный каганат, располагавшийся
на территории Алтайского края с примыкающими к нему кусками Кемеровской,
Новосибирской и Томской областей.
Орские чаты и бараба относятся к сибирским татарам, хоть по крови они
близки и к селькупам. Несмотря на то что лингвисты насчитывают около 8
тысяч барабинцев и около ста орских чатов, в переписи 2002 года
идентифицировали себя таким образом лишь 2 человека, в переписи 2010
года — ни одного.
Большинство
барабинцев обитают в Чановском районе, а орские чаты компактно
проживают на берегу Оби в Колыванском районе, в деревнях Юрт-Ора и
Юрт-Акбалык.
«В отличие от казанских татар, знавших толк в земледелии, чаты
занимались в основном собирательством ягод, грибов и шишек, —
рассказывает татарский исследователь Модарис Абакиров. — Их
лодки-долбленки восходят по технологии ко временам неолита, и именно так
их до сих пор в делают Юрт-Оре и Юрт-Акбалыке».
По словам Николая Уртегешева, среди чатов и барабинцев было немало
умелых воинов, в том числе — среди ближайшего окружения хана Кучума. В
эпоху Сибирского ханства, в XVI веке, эти сибирские народности приняли
ислам (до этого, как и телеуты, они были язычниками, поклонявшимися
куклам). В августе 1598 года после битвы с казаками Кучум отправился
искать спасения в чатских землях (возможно, в чатском городище, которое
находилось на месте нынешнего банка ВТБ у метро «Октябрьская»).
Ученые
считают, что сибирские татары имеют все шансы ассимилироваться в
недалеком будущем — прежде всего с казанскими татарами, с которыми
чувствуют языковую и культурную общность.
Названия новосибирских рек и сел этимологически связаны с языком
сибирских татар. Так, Иня обозначает «мать», Бердь значит «единая», Чик —
«край», Каракан — «черная кровь», Тара — «узкий», Юрт-Акбалык — «дом
белой рыбы». По поводу Оби идут споры — речь идет либо о «воде» на
фарси, либо о «снежном заносе» на самодийском.
|