Текущая неделя напомнила многим новосибирцам, что они живут в
Сибири. Сменившие «европейскую зиму» 30-градусные морозы ударили в
первую очередь по автомобилистам — дороги стали свободней, а дворы жилых
домов затянула пелена выхлопных газов от пытающихся не дать двигателю
окончательно замерзнуть машин. Корреспонденту НГС.НОВОСТИ удалось
выяснить, откуда внезапно появился лютый холод, из-за чего машины
отказываются заводиться по утрам и как привычная функция
автосигнализации повышает риск смертельных заболеваний.
Грянувшие в начале недели морозы можно смело назвать аномальными — по
данным пресс-секретаря Новосибирского гидрометцентра Ренада Ягудина,
такие температуры ниже климатической нормы на 8–10 градусов. Днем
столбик термометра показывает минус 26–31 градус, а ночью до минус 38.
Однако синоптики оставляют горожанам надежду — согласно прогнозу, в
регионе потеплеет уже к этим выходным. В субботу, 21 января, обещают
дневную температуру на уровне
–17…–22 градусов. В начале следующей рабочей недели тенденция к потеплению сохранится.
Главный
синоптик Новосибирского гидрометцентра Анна Лапчик объяснила внезапный
морозный удар тем, что в Новосибирскую область начал поступать
арктический воздух в виде холодных антициклонов из районов Якутии и
Таймыра.
«Обычно воздушные массы идут с запада на восток за счет вращения Земли. К
нам поступает воздух с территории Атлантики, поэтому и говорят, что к
нам приходит московская погода. В данном случае все наоборот — воздух
идет с северо-востока или с севера. Причина такой перемены —
формирование блокирующего гребня. Воздух движется волнами, так же как и
вода. Когда «гребень волны» становится достаточно высоким, он
препятствует поступлению воздуха с Атлантического океана. В данном
случае такой гребень возник на меридиане Урала. Поэтому к нам идет
воздух из Арктики. Длительные морозы в прошлую и позапрошлую зимы были
связаны с подобными арктическими вторжениями», — объясняет специалист.
Чрезвычайных ситуаций январские морозы не принесли. Однако холода
осложнили жизнь автомобилистам. По данным аналитика Яндекс.Пробок
Леонида Медникова, в среду интенсивность пробок была такой же, как на
прошлой послепраздничной неделе, традиционно отличающейся свободными
дорогами.
Директор
заваленной работой компании «Главная дорога» (прокат и отогрев авто)
Александр Гетманов оценивает долю оставшихся стоять во дворах
автомобилей в 30 %. По данным представителя компании, ажиотаж начался 17
января — с 3 часов ночи начались звонки, и за день был поставлен рекорд
в виде 400 звонков.
Александр Гетманов объяснил логику замерзания машины с бензиновым
двигателем: «Первоисточником является слабо заряженный аккумулятор.
Сейчас все ездят по городу с включенными фарами, и за лето аккумулятор
теряет свою плотность, теряет заряд. Перед холодами нужно ставить
аккумулятор на зарядку хотя бы на сутки. Большинство машин стоят на
автозапуске. При запуске двигателя слабый аккумулятор не обеспечивает
нормальную работу стартера. Оборотов недостаточно, топливо не
загорается, и бензин заливает свечи. Чем дальше — тем больше. Кроме
того, если машина длительное время стоит на автопрогреве и не
используется в активном режиме, в выхлопной трубе скапливается
конденсат. Нередко приходится отогревать не двигатель, а именно трубу,
полностью закупоренную льдом», — рассказывает специалист.
Также г-н
Гетманов добавил, что очень вредно для автомобиля пренебрежение заменой
масла на зимнее. Летнее масло сильно загустевает на морозе, и двигатель
не может прокрутить коленвал, даже если бензин хорошо сгорает в
цилиндрах.
Самый распространенный способ не дать машине окончательно замерзнуть —
режим автопрогрева на сигнализации. Независимый эколог Сергей Пащенко
подсчитал, что если в советское время повышенному риску было подвержено
только 50 тыс. новосибирцев, живших вдоль больших магистралей, то
сейчас, из-за большого количества авто и ночных прогревов, во дворах эта
цифра увеличилась до 200 тыс. человек.
«При холодном запуске количество вредных выбросов увеличивается в разы
по сравнению с нормальной работой горячего двигателя. Это происходит
потому, что углеводороды не разлагаются до конца. Для этого не хватает
температуры. Пока они находятся в выхлопной системе, они образуют
аэрозоли и в итоге оседают в альвеолах, откуда напрямую всасываются в
кровь. Это повышает риск раковых заболеваний, о чем свидетельствует и
медицинская статистика.
Особенно
такие вещества вредны для детей. Отрицательное влияние выхлопов
нивелируется выше 3-го этажа, а также если машина работает не под
окнами, а на расстоянии нескольких десятков метров от дома», — описывает
ситуацию эксперт.